Синтезируй это. Зачем Ф1 и MotoGP понадобился бензин из воздуха

Через пару лет в главных гоночных сериях мира будет использоваться принципиально новое, синтетическое топливо. Что это такое, и почему альтернативные варианты были отвергнуты?

Нажмите, чтобы загрузить аудиоплеер

В середине этого десятилетия две ведущие гоночные серии мира – Формула 1 и MotoGP – перейдут на принципиально иное топливо, которое в последние годы называют «синтетическим». До сих пор такое горючее не только не применялось в гонках, но и не существовало за пределами лабораторий. Более того, не производится оно в промышленных масштабах и сейчас.

Иными словами, мы будем иметь дело с принципиально новым видом горючего. Которое, в теории, из Формулы 1 должно прийти и в мир дорожных машин: принципиально важным является возможность использования такого горючего не только в новых моделях автомобилей, но и в тех, что уже ездят по улицам, без переделки топливной системы.

Так что же это такое, зачем понадобилось, и почему альтернативные решения в виде электротяги или водорода ни Формуле 1, ни MotoGP не подошли. Об этом данная статья.

Повышение уровня углекислого газа в атмосфере таким образом ведет к глобальному потеплению. Не будем спорить касательно того, опасно эти или нет, просто примем к сведению, что в Формуле 1 и MotoGP уже решили – да, опасно!

Здесь очень важно еще раз подчеркнуть, что опасность представляет не выхлоп углекислого газа сам по себе, а рост его доли в атмосфере. И, сжигая нефтепродукты, избежать этого невозможно.

Точнее сейчас уже существуют технологии позволяющие выловить этот самый углекислый газ, превратить его в некое подобие нефти и закачать обратно под землю. Но для того, чтобы так «провернуть фарш назад» нужно для начала остановить мясорубку, то есть перестать сжигать бензин. Вот об этом в Ф1 и речь.

Второе зло: это ставить батарею побольше, моторы – помощнее, и обеспечить тем самым разгонную динамику болидов, сравнимую с Формулой 1. Однако из-за массы батареи вес болидов неминуемо вырастит втрое и превысит две тонны. Вы представляете, как такие монстры будут тормозить и проходить повороты? И никто не представляет.

Вот почему электропривод самым быстрым гоночным сериям в мире не подходит и в обозримом будущем не подойдет.

Идеально? Не совсем. Во-первых, биотопливо – это попросту говоря спирт. И в сравнении с бензином он при прочих равных обеспечивает куда меньшую мощность. Увеличение доли спирта в бензине Формулы 1 с 5,67 до 10% уже грозит потерей 20 л.с.

То есть Формуле 1 пришлось бы стать заметно медленнее. А так и до скоростей Формулы Е недалеко.

Да и на биотопливо все дорожные автомобили в мире не переведешь. Во-первых, под это горючее все же нужна переделка топливных систем. Ну а во-вторых, где взять столько посевных полей под соответствующие растения? Леса Амазонки вырубить? Грета не одобрит.

Симондс, который недавно подробно рассказал о современных моторах Формулы 1 и проблемах перехода на силовые установки 2026 года, также обратил внимание на данную проблему. По его словам, новое топливо в теории может дать преимущество моторам одной марки и стать проблемой для двигателей другого бренда.

Чтобы не допустить этого  внедрение нового горючего приурочено и к смене технического регламента на сами силовые установки и, как следствие, с переходом на похожие, но все же новые моторы. Производители должны быть поставлены в равные условия и иметь возможность сделать моторы именно под это горючее.

Но здесь возникает и еще одна проблема. Сейчас требования к топливу для Формулы 1 ограничивается рамочными характеристиками. Это октановое число, минимальное количество нежелательных примесей и так далее.

Самый главный параметр при этом напрямую не регулируется, а это «калорийность» бензина. Как вы знаете, на гонку машинам Ф1 положено не более 100 килограммов бензина. Но в каждом килограмме может содержаться разное число калорий, то есть энергии.

Десятилетиями нефтяные компании конкурировали за то, чтобы предоставить спонсируемым ими командам наиболее энергоемкий бензин, естественно в рамках регламента. Но добиться этого возможно только за счет неизбежных для нефтепродуктов и трудно контролируемых примесей.

В отличие от «натурального» бензина, химический состав синтетического топлива можно будет контролировать с точностью до молекулы. И никаких как бы случайных добавок в нем оказаться не может. Уже сейчас звучат предположения, что в итоге энергоемкость топлива снизится.

С одной стороны в этом нет ничего страшного, так как все будут в одинаковых условиях, и мощность моторов в теории одинаково уменьшится у всех. Проблема, однако, в другом. Компенсировать снижение калорийности можно за счет увеличения расхода топлива, но его количество на гонку ограничено. А это значит, что пилотам придется учиться ездить не только быстро, но еще и экономно.

В той же статье The Race прямо говорится, что гонщики MotoGP на наиболее мощных мотоциклах Ducati уже сейчас могут позволить себе не думать о расходе горючего (количество которого ограничено 22-литровым баком) только на Заксенринге, а на всех остальных трассах вынуждены приотпускать ручку газа, используя вся мощь лишь при обгонах или обороне от атак противников. Синтетическое горючее проблему только усугубит.

 

Фото: Gold and Goose / Motorsport Images

Наконц, Симондс проговорился, что из-за стремления создать синтетическое топливо, которое можно будет продавать на обычных заправках, придется снизить октановое число. Сейчас болиды Формулы 1 используют 104-й бензин. А условные Hyundai Solaris или Lada Granta предпочитают 95-й. Для адаптации гоночных двигателей к новому топливу придется снижать степень сжатия в цилиндрах, а это также скажется на эффективности гоночных ДВС.

В целом создается впечатление, что синтетический бензин нужен не только Формуле 1 и MotoGP, но и производителям спортивных машин, а также спортбайков. В богатых странах сейчас только и разговоров о запрете продаж автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, которые работают на ископаемом топливе.

Ferrari, Lamborghini, McLaren, Aston Martin и прочие в битве за производство самых быстрых электромобилей в мире даже не проиграли – они просто забыли туда явиться. И теперь им некуда деваться, кроме как ратовать за синтетический бензин как средство сохранения ДВС. И это не говоря уже о Honda, Yamaha, Ducati, Suzuki, KTM, Aprilia.

Массовые дорожные автомобили скоро перейдут на электротягу, то же станет и со скутерами и прочими компактными мотоциклами. Но что делать суперкарам и супербайкам? Сворачивать их производство и продажи?

В итоге синтетическое топливо представляется безальтернативным вариантом для спасения Формулы 1, MotoGP, а также атмосферных моторов V12 и двигателей V4, что любят зажимать между ног любители быстрой езды на двух колесах. Да, оно будет дорогим, весьма дорогим. Но когда люди, выбирающие между Ferrari и Lamborghini, заботились о стоимости бензина? Да и какой-нибудь 234-сильный Ducati Superleggera выбирают не ради экономии топлива.

В конце концов первую в мире фабрику по производству синтетического топлива начал строить вовсе не химический концерн, а… Porsche! На берегу Тихого океана, в Чили, все как мы прогнозировали. Под тенью утесов, увешанных ветряными электростанциями.

А для всех остальных автомобилистов будет Tesla или отечественный электромобиль «Кама». Любителям байков советуем присмотреться к новой электрической марке Liveware, которую учредил… Harley Davidson.

Источник

Оставьте ответ

×