×

По прозвищу Мотоцикл. Грустная история гонщика, решившего сменить два колеса на четыре

===ПАРТНЕРЫ===

Поделились Комментарии

В мотогонках он стал живой легендой – но затем захотел попробовать себя за рулем автомобиля. Мы решили вспомнить Майка Хейлвуда, со дня рождения которого недавно исполнилось 80 лет

Сейчас сложно поверить, но много десятилетий назад почти все автогонщики начинали карьеру не в картинге, который попросту еще не изобрели, а в мотоспорте. Еще до войны Энцо Феррари отбирал пилотов для своей команды именно среди успешных мотоциклистов, а Джеки Стюарт завоевал свои первые трофеи на двух, а вовсе не на четырех колесах.

Классическим считается пример Джона Сертиза, который сначала выиграл семь титулов в мотогонках, а затем полноценно переключился на Формулу 1.

Что интересно, сезон-60 британец проводил сразу в двух чемпионатах и впервые покорил подиум в Сильверстоуне, выступая за рулем Lotus 18 в паузе между этапами «пятисоток».  

Впрочем, так как мотогонщики в ту пору параллельно стартовали сразу в нескольких классах, которых было великое множество, семь титулов Сертиза не выглядят чем-то выдающимся. Почти в то же время в чемпионате выступал его соотечественник Майк Хейлвуд, получивший меткое прозвище Мотоцикл (Mike the Bike). Вот его-то считают одним из величайших спортсменов в истории – помимо девяти выигранных чемпионатов и 74 побед в трех разных классах уроженец Оксфордшира целых 14 раз становился сильнейшим в безумной дорожной гонке на острове Мэн.

Майк Хейлвуд

Фото: Motorsport Images

Именно вдохновившись примером Сертиза, в первой половине 60-х Майк тоже решил испытать себя в соревнованиях на автомобилях. Он провел три гонки в Формуле Junior и выиграл две – это обещало весьма интересное продолжение. Но как показали последующие события, истории двух гонщиков получились совершенно разными.

Скользкое дело

Хейлвуд был на пике своей формы в мотогонках, выступая за MV Agusta. Он никуда не спешил и не собирался прерывать карьеру в одном чемпионате ради другого, как это сделал Сертиз. Вместо этого Майк договорился с боссом неплохой частной команды Реджем Парнеллом и стартовал за него на этапах Ф1 и во внезачетных гонках.

Справедливости ради стоит сказать, что машины у Парнелла были не самыми новыми, потому за три сезона лучшим результатом Майка стало шестое место в Гран При Монако 1964 года. Плюс эти выступления выявили одну крайне неприятную деталь.

На гоночных байках отличительной чертой Хейлвуда всегда была предельная точность в управлении. Машины Ф1 того периода, напротив, позволяли показать максимальный результат при пилотировании в скольжении.

Для британца это было совершенной ересью, и после нескольких аварий в 1965 году, включая столкновение с собственным напарником Дики Эттвудом в Монако (в котором был виновен совсем не Мотоцикл), герой этой истории решил на время отказаться от выступлений на четырех колесах.

Майк Хейлвуд за рулем Lotus 25-BRM на Гран При Германии 1964 года

Фото: Sutton Images

Однако по прошествии нескольких сезонов судьба сама подтолкнула Майка совершить вторую попытку. Он продолжал выигрывать в мотогонках, сменив при этом производителя и перейдя в лагерь Honda.

Но в конце 1967 года японская компания решила покинуть чемпионат мира. При этом ей так не хотелось видеть Хейлвуда в составе кого-то другого, что ему решили заплатить годичную зарплату – с условием, что он должен пропустить чемпионат-68.

Это оставило Майка с достаточным количеством денег, и еще большим – свободного времени. Периодически он выступал на частных Honda во внезачетных мотогонках, но довольно быстро пришел к мысли, что хотел бы снова попробовать себя за рулем машины – благо, в Ф1 к тому времени сменился регламент, сделав болиды больше и тяжелее. 

Долгая дорога в Монцу

С этого момента Хейлвуд полноценно переключился на четыре колеса. Он периодически стартовал и на мотоцикле – скажем, в гонке Daytona 200 в сезонах 1970 и 1971 годов – но теперь это уже было исключением. При этом Майк не стал сразу возвращаться в Ф1. Вместо этого в 1969-м он финишировал третьим в Ле-Мане на Ford GT40 в паре с Дэвидом Хоббсом, а также занял третье место в Европейской Формуле 5000 с победой в Брэндс-Хэтче и еще четырьмя подиумами. 

Спустя год программа осталась той же, а результаты схожими – за тем исключением, что в «24 часах» Хейлвуд улетел с трассы под внезапно хлынувшим дождем и врезался в стоящую на обочине машину, сошедшую ранее. 

После этого пришло время делать следующий шаг – и Мотоцикл решил объединить усилия с Сертизом.

Тот уже выиграл титул в Ф1 и основал собственную команду, с которой выступал в Can-Am и той же Формуле 5000. В 1971-м году ее пилотами стали сразу два бывших мотогонщика: Джон решил по-прежнему выходить на старт, чтобы помогать новому напарнику. О лучших условиях, казалось, и мечтать было невозможно.

Финиш потрясающей гонки 1971 года в Монце. Хейлвуд уступил победителю всего 0,18 секунды – но остался только четвертым

Фото: Motorsport Images

Изначально британцы собирались сконцентрироваться на Ф5000. Там Хейлвуд за год выиграл четыре раза и уступил лишь заводскому пилоту Lola Фрэнку Гарднеру. Но во время еды пришел аппетит – и прямо по ходу года в Surtees приняли решение покорять Формулу 1. Благо, в двух сериях можно было использовать одинаковые шасси и требовалось лишь заменить мотор. 

Проба сил во внезачетном Международном трофее принесла Майку пятое место, а дебют в чемпионате мира наметили на Монцу. 17-й квалификационный результат не обещал чудес, но в безумной гонке, где нужно было умело использовать слипстрим, британец подтянулся к группе лидеров, где периодически выходил в лидеры, а потом снова уступал первую позицию.

Финиш того Гран При Италии до сих пор считается самым плотным в истории – первая пятерка уместилась в 0,61 секунды. Хейлвуд финишировал четвертым. С одной стороны, было невероятно досадно закончить борьбу в нескольких метрах от подиума. Но с другой, для команды-дебютанта это несомненно было прыжком выше головы.  

Источник

===ПАРТНЕРЫ===

похожие посты

Оставьте комментарий