Как Сенна торговался с командой покруче, чем Хэмилтон

Главная Предыдущая Следующая Формула 1 / Самое интересное Хэмилтон – не первая суперзвезда Формулы 1, что тянет с контрактом. Его кумир Сенна торговался еще дольше и круче Поделились Комментарии

Переговоры вокруг последнего контракта Сенны и McLaren длились так долго, что за это время команда успела договориться с двумя гонщиками – одного из которых потом пришлось высаживать из кокпита

Казалось бы, что может омрачить сотрудничество топ-команды и знаменитого пилота? Много совместных сезонов, ворох побед и титулов, общие амбиции и блестящие перспективы неизбежно подталкивают к продлению отношений. Но случается, что коса находит на камень.

Партнерство Льюиса Хэмилтона и Mercedes можно назвать самым успешным за всю историю Ф1. Вместе они выиграли 74 Гран При, и это абсолютный исторический рекорд: у Михаэля Шумахера и Ferrari – 72 общих победы. Но за два с небольшим месяца до старта нового сезона британец по-прежнему остается свободным агентом.

Ситуация нестандартная, но в летописях Формулы 1 есть похожий случай. Причем его героями стали пилот, которым Хэмилтон неизменно восхищается, и команда, которая в свое время привела британца в чемпионат мира. И если Mercedes собирается обо всем договориться с Льюисом до начала предсезонных тестов, Айртон Сенна и McLaren в 1993 году приняли решение о продолжении сотрудничества еще позже. Причем на момент, когда бразилец все-таки согласился выступать за коллектив из Уокинга, состав McLaren был уже полностью укомплектован – и одного из пилотов пришлось сажать на скамейку запасных…

Почему Сенне «разонравился» McLaren

30 лет назад Айртон Сенна был главной звездой Ф1. Бразильский Волшебник ярко заявил о себе благодаря ярким выступлениям за Toleman и Lotus, но главных успехов он добился в составе McLaren. Выиграв три титула за четыре сезона.

Сочетание желто-зеленого шлема Сенны с табачной красно-белой раскраской машин McLaren все болельщики Ф1 давно считают культовым. 

Айртон Сенна за рулем McLaren MP4/6 Honda, 1989 год

Фото: Райнер Шлегельмильх

Стоит отметить, что на стыке 80-х и 90-х годов прошлого века Формула 1 проходила через интересные перемены. Расстановка сил ощутимо менялась: если в 1988 и 1989-м преимущество McLaren-Honda было неоспоримым, а в 1990-м – весьма существенным, то в сезоне-91 отчетливо показала свою силу Williams-Renault.

Шасси Патрика Хэда и молодого гения аэродинамики Эдриана Ньюи в сочетании с мощным французским мотором образовали грозную комбинацию, и уже в 1992 году оснащенная активной подвеской машина FW14B поехала настолько быстро, что за ее рулем Найджел Мэнселл нередко опережал Сенну на круг. 

Бразилец всегда был не только выдающимся пилотом, но и большим мастером выстраивать отношения. Подобно великому Хуану-Мануэлю Фанхио, он знал толк в политических играх и умел добиваться своих целей. 

Как трехкратный чемпион едва не остался без места в Ф1

Уже в 1991-м, предвидя усиление Williams, Айртон решил договорился с этой командой. Менеджер бразильца Джулиан Джекоби вспоминал: когда он вместе с Айртоном ехал на Гран При Бельгии, в его портфеле лежали два контракта на следующий сезон – с McLaren и с Williams.

По ходу уик-энда Сенна окончательно принял решение, что сменит команду. Но перед тем, как объявить об этом, решил позвонить Кавамото-сану, большому боссу компании Honda. С японцами Айртона связывали очень тесные отношения, он был многим им обязан. Разговор длился целый час, и Кавамото убедил бразильца еще на год остаться в McLaren. 

Дальнейшее развитие событий показало, что чутье не подвело Сенну. В сезоне-92 он не участвовал в борьбе за титул. А потом Honda и вовсе решила покинуть Ф1. 

В 1992 году в Ф1 никто не мог угнаться за Williams. Сенна (№1) обычно сражался за третью позицию с Михаэлем Шумахером

Фото: Motorsport Images

«Они рассказали обо всем Айртону за три месяца до того, как проинформировать [главу McLaren] Рона Денниса, – вспоминал Джекоби. – Он [Сенна] был просто опустошен и оказался в шаге от того, чтобы вообще не выступать в 1993-м».

Узнав о решении Honda, бразилец сразу же обратился к Фрэнку Уильямсу и предложил гоняться за его команду бесплатно. Но тот уже договорился с Аленом Простом. Француз прекрасно помнил, чем закончились совместные выступления с Сенной в McLaren, и на этот раз использовал все возможности, чтобы не получить бразильца в напарники.

В контракте Проста было прописано право использовать вето при выборе командой второго гонщика. Узнав о желании старого соперника выступать за Williams, Ален задействовал это право. Сенна был буквально подавлен и открыто обвинил Проста в трусости. Но изменить уже ничего не мог. Двери Williams оказались для Айртона заперты.

В то же время было ясно, что у McLaren без Honda нет серьезных шансов в чемпионате-93. Деннис попробовал договориться с Renault, но план провалился. Сенне нужно было принимать решение, что делать дальше. 

В пелотоне была еще неплохая команда Benetton с заводскими движками Ford, но там Флавио Бриаторе выстроил все вокруг юного Михаэля Шумахера. Ferrari лежала в руинах, и хотя работавший там Ники Лауда предлагал Айртону контракт, ответ гонщика оказался отрицательным. Всех прочих даже рассматривать не стоило.

В 1992 году Сенна принес McLaren три победы в Гран При

Фото: Эрколе Коломбо

Оставался вариант с McLaren. У команды больше не было партнера-моториста, а вместе с уходом Honda она потеряла и серьезную часть бюджета. Но история прошлых совместных успехов не позволяла Сенне и Деннису просто так разойтись в стороны. 

Как Сенна стал в команде третьим, но не лишним

Началось сложное межсезонье, по ходу которого гонщик и босс команды вели каждый свою игру. Айртон даже съездил в Америку, где провел тесты машины IndyCar и произвел очень хорошее впечатление на команду Penske.

Источник

Leave A Reply

×